Асфальтобетон является одним из наиболее широко используемых искусственных строительных материалов, особенно в дорожном и гражданском строительстве. Он получается в результате тщательного смешения и уплотнения специально приготовленной смеси минеральных материалов и органического вяжущего вещества, обычно битума.
Асфальтобетонная смесь состоит из двух основных компонентов: минеральных материалов и органического вяжущего. Минеральные материалы включают щебень, гравий, песок и минеральный порошок. Эти компоненты выбираются в определённых соотношениях для достижения необходимых эксплуатационных свойств асфальтобетона. Органическим вяжущим веществом, как правило, служит битум, который может быть как природным, так и искусственным. Природный битум образуется из нефти в результате испарения лёгких фракций и окисления, в результате чего получается густая, вязкая субстанция, которая может преобразовываться в твёрдый, легко плавящийся битум.
Асфальтобетонные смеси классифицируются по нескольким критериям. Одним из основных критериев является вид минеральной составляющей. Согласно ГОСТ 9128, асфальтобетонные смеси делятся на щебеночные, гравийные и песчаные, в зависимости от того, какой материал используется в качестве основного заполнителя.
Кроме того, асфальтобетонные смеси различаются по температуре укладки. Горячие асфальтобетонные смеси укладываются при температуре не менее 120 °С, что обеспечивает хорошее уплотнение и связывание компонентов. Холодные асфальтобетонные смеси, наоборот, укладываются при температуре не менее 5 °С и обычно используются для ремонта и устройства покрытий в условиях, когда применение горячих смесей нецелесообразно.
Укладка асфальтобетонной смеси является критически важным этапом в строительстве дорожных покрытий и других конструкций. Процесс начинается с тщательной подготовки основания, которое очищается от пыли и грязи, исправляются неровности, и поверхность обрабатывается жидким битумом или битумной эмульсией. Асфальтобетонная смесь приготовляется в специальных смесителях и доставляется на место строительства автомобилями-самосвалами. Смесь загружается в приёмный бункер асфальтобетоноукладчика, который укладывает, разравнивает и предварительно уплотняет смесь. Окончательное уплотнение осуществляется с помощью дорожных катков.
В современном строительстве используются различные виды асфальтобетона, каждый из которых имеет свои уникальные свойства и применения. Полимерасфальтобетон, например, содержит полимерно-битумное вяжущее и отличается повышенной износостойкостью и морозостойкостью. Щебеночно-мастичный асфальтобетон (ЩМА) также известен своей высокой износостойкостью и часто используется для верхнего слоя дорожных покрытий. Литой асфальтобетон характеризуется минимальной остаточной пористостью и высоким содержанием вяжущего, что делает его особенно прочным. Другие виды, такие как цветной, штампованный, резиноасфальтобетон и стеклянный асфальт, применяются для различных специфических задач, включая благоустройство территорий и использование вторичных материалов.
Источник: https://standart-beton24.ru/asfaltobeton/
Асфальтобетон широко используется в дорожном строительстве для устройства покрытий автомобильных дорог, аэродромов, городских улиц и других транспортных инфраструктур. Кроме того, он применяется в гражданском строительстве для устройства полов в промышленных зданиях, тротуаров и других покрытий. Асфальтобетон также используется как гидроизоляционный материал и в электротехнике как электроизоляционный материал. Его универсальность и прочность делают его незаменимым материалом в современном строительстве.
Асфальтобетон является фундаментальным материалом в строительной индустрии, обеспечивая прочность, долговечность и эффективность дорожных и других покрытий. Его разнообразные типы и современные модификации позволяют решать широкий спектр строительных задач, от обычных дорожных покрытий до специализированных применений.